Системы оповещения и музыкальной трансляции

Любой посетитель крупного торгово-развлекательного центра обращал внимание на музыкальное сопровождение в здании. Это может быть негромкая фоновая музыка в торговых залах, непрерывная реклама отдельных магазинов с указанием их размещения в ТРЦ, напоминания о правилах безопасности. В холлах кинотеатров при развлекательных центрах активно рекламируются новинки кинопоказа и напоминают о начале сеансов. Распродажи, скидки и акции в отделах и бутиках, громкая музыка в парке развлечений и аттракционов для детей, настоящая дискотека на ледовом катке – всё это тоже функции систем речевого оповещения и музыкальных трансляций в торгово-развлекательном центре.

Как посетители ТРЦ, мы редко задумываемся о том, сколько времени, финансовых затрат и сил вкладывается в проектирование, монтаж, пуско-наладку и обслуживание систем оповещения и трансляций. А ведь для столь сложного объекта требуется проведение серьезных расчетов и учет ряда требований. Выбор того или иного оборудования, регулирование громкости, непрерывности трансляций в зависимости от местоположения громкоговорителей, отсутствие эха в помещениях и залах со сложной акустикой, автоматизация и контроль работоспособности всех узлов и устройств для безотказного срабатывания в случае возникновения чрезвычайной ситуации – вот лишь некоторые из задач, с которыми предстоит сталкиваться при проектировании системы.

Для начала необходимо рассмотреть основные функции систем речевого оповещения и музыкальных трансляций и понять, каким именно требованиям должно удовлетворять оборудование для эффективного решения поставленных перед ним задач.

Безопасность

Системы звуковой трансляции являются неотъемлемым элементом системы безопасности коммерческих объектов. От качества срабатывания громкоговорителей при возникновении чрезвычайных ситуаций, в конечном счете, зависит жизнь и здоровье посетителей и работников ТРЦ. Поэтому системы речевого оповещения должны решать следующие задачи:

  • Своевременно оповещать персонал о необходимости явиться в те или иные зоны, служебные помещения.
  • Автоматически транслировать ранее записанные сообщения информационного и рекламно-информационного характера, менять трансляции в соответствии с предустановленной программой, осуществлять передачу сообщений с разграничением по зонам – для каждого отдела, торгового зала, холлов, коридоров ТРЦ могут передаваться разные сообщения.
  • Самостоятельно менять записи и их очередность, громкость и другие параметры трансляций силами персонала магазина без привлечения сторонних специалистов.

Комфортная атмосфера

Покупатели могут считать, что наличие речевого оповещения и музыкального сопровождения магазина не всегда обязательно для поиска товаров на прилавках, покупок, просто походов по ТРЦ. Ведь в небольших магазинах «у дома» нет таких систем. На практике дело обстоит иначе – без музыкального сопровождения нельзя создать уютную атмосферу в торгово-развлекательном центре. А если в здании неуютно находиться, то и поток покупателей будет значительно снижаться.

Чтобы убедиться в необходимости музыкального сопровождения в ТРЦ, достаточно зайти в магазин крупной сети в первые минуты после открытия или незадолго до закрытия. Покупатель почувствует, что чего-то не хватает. Если обратиться к статистике и маркетинговым исследованиям, то результаты очевидны: покупательский спрос увеличивается на 10-15% при правильном подборе музыкальных композиций. В крупных торгово-развлекательных центрах нанимают специалистов для изучения влияния музыкального фона на настроение, покупательский спрос посетителей. Музыка действительно влияет на настроение покупателей — не зря же на законодательном уровне трансляция фонограмм в магазинах и ТРЦ без оплаты лицензии, которая, кстати, не самая дешевая, приравнивается к «пиратству». Если бы торгово-развлекательные центры не нуждались бы в музыке, то никто бы не стал тратить столько денег за разрешение трансляций (лицензирование деятельности по проигрыванию фонограмм в общественных местах).

Вторая задача музыкального сопровождения в ТРЦ – управление потоками людей. Чем быстрее темп музыки, чем более энергичная композиция звучит, тем выше скорость перемещения потоков людей по торговым залам. Наоборот, медленная музыка в закусочных и кафе, элитных бутиках способствует задержке клиентов и, как правило, повышению среднего чека. С помощью музыки можно снизить очереди у касс, узких коридоров и проходов, где двум покупателям с тележками трудно проходить.

С целью создания комфорта и управления покупательской способностью музыкальное сопровождение должно:

  • Обеспечивать раздельное транслирование фонограмм с собственным записанным плей-листом, разным уровнем громкости в зависимости от зоны.
  • Способствовать комфортному нахождению покупателей и не мешать работе персонала ТРЦ.

Развлечение

Выше речь шла о фоновом музыкальном сопровождении в торговых зонах, общих коридорах и помещениях ТРЦ. Но звуковое сопровождение может быть не только фоновым, но и основным для создания комфортной обстановки в определенных зонах – например, залах ожидания кинотеатров, на ледовых катках, парке аттракционов и детских развлечений, боулинге и других развлекательных заведениях центра.

В развлекательном сегменте ТРЦ звук выступает в качестве основы, и к его качеству, составу музыкальных композиций требования выше, чем к фоновой музыке. В детских развлекательных зонах звучит энергичная музыка, которая способствует хорошему настроению у детей, стимулирует и возбуждает и, следовательно, увлекает детей. В итоге детям хочется попробовать еще больше аттракционов и игр, что приводит к повышению прибыли владельца игровой зоны.

В торгово-развлекательных центрах в зависимости от постоянного присутствия покупателей есть 2 зоны: где звуковое сопровождение требуется постоянно (ледовые и роликовые катки, игровые комнаты и парки развлечений) и места, где музыка необходима на время проведения мероприятий (выступления аниматоров на праздники, промо-акции от конкретного бутика или магазина). Если во втором случае можно использовать прокатное оборудование, то для первых зон необходимо проектирование и профессиональный монтаж стационарных систем музыкального сопровождения.

Единый комплекс или разные системы?

Как видно из рассмотренных выше задач, оборудование систем речевого оповещения и музыкального сопровождения должно быть многофункциональным. Можно ли построить единый комплекс, который бы решал задачи безопасности, информирования, фоновой музыки и развлекательного звука, или требуется установка нескольких комплектов оборудования для каждой решаемой задачи с последующей интеграцией в одну систему?

На одной системе можно построить решение только первых трех задач – аварийное оповещение, служебное и рекламное информирование, фоновое музыкальное сопровождение. Для музыкального сопровождения мероприятий, где звук является неотъемлемым элементом развлечений, потребуется отдельная профессиональная система звукоусиления. Попытки объединить две такие системы в одну не приведут к успеху. Единственное практичное и эффективное решение – размещение в отдельных зонах оборудования обеих систем (мощные акустические системы и громкоговорители для трансляции речи и музыки). За каждое оборудование отвечает своя система – их работа может регулироваться вручную удаленно. При необходимости развлекательная музыка выключается, и срабатывает система экстренного оповещения либо передаются служебные сообщения для персонала.

На рынке звуковой техники можно встретить системы оповещения и музыкального сопровождения, которые теоретически решают одновременно все 4 задачи. Это оборудование, отвечающее стандарту EN 54-16, построенное по концепции «Safe & Sound» («Безопасность и звук»). Но это дорогостоящие решения от единичных производителей. И в этих комплексах имеются несколько существенных ограничений.

Например, если для системы пожарного оповещение возможно подключение профессиональной акустики для музыкального сопровождения развлечений, то учитываются, как минимум, 3 ограничения.

Ограничения для построения единых систем безопасности и развлечений

Каждый комплекс, сочетающий функции аварийного речевого оповещения и музыкального сопровождения, должен иметь громкоговорители, отвечающие требованиям, предъявляемым к аварийному оповещению. На практике это означает, что громкоговорители комплекса должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 53325. Стандарт указывает на особенности подключения (клеммные соединения) и работоспособность при воздействии внешних факторов при чрезвычайных ситуациях. Мощные акустические системы не способны обеспечить качественный сигнал при температуре вплоть до 55 C на протяжении 2-х часов. Но, если и подобрать соответствующую акустику, то по СП 3.13130 предъявляются особые требования к размещению громкоговорителей – они должны устанавливаться на расстоянии более 2,3 м от пола. Это требование исключает использование напольных колонок, часто применяемых в индустрии развлечений.

Для комплексов есть строгие требования по проектированию, подключению и обеспечению работоспособности при чрезвычайных ситуациях.

Разрабатывать систему речевого оповещения и музыкального сопровождения, подбирать соответствующее оборудование и осуществлять монтаж необходимо в соответствии с СП 3.13130 и 134.13330. В этих и иных нормативных документов четко прописано, какое оборудование может использоваться для экстренного оповещения. Все системы должны оснащаться автоматическим контролем состояния и работоспособности – необходим постоянный мониторинг линий, узлов связи и оконечных устройств. При обнаружении неполадок, обрывов цепей и коротких замыканий осуществляется оповещение ответственного за безопасность персонала. Часто для контроля состояния оборудования, подключенного к сети 100 В, применяются два метода: измерение суммарного импеданса и отслеживание контрольного тонального сигнала. Оба способа идеальны для речевого аварийного оповещения, но сильно ограничивают возможности профессионального звукоусиления для развлечений. При измерении суммарного импеданса в линию подается тестовый сигнал – т.е. для проведения проверки невозможно одновременно проигрывать музыку и проверять работоспособность оборудования. Потребуются паузы в музыкальном сопровождении, а это дискомфорт при прослушивании музыки. Как вариант, проверки можно запрограммировать на определенное время, но это уже практически нарушение требований к системе безопасности.

При отслеживании контрольного тонального сигнала нет необходимости прерывать музыкальную программу. Тестовый сигнал частотой порядка 20 кГц передается по линии вместе с речью или музыкой. На конце линии подключаются контрольные платы, которые принимают тональный сигнал и оповещают центральную систему об исправности или неисправности оборудования. Метод подходит для линий 100 В и громкоговорителей с трансформаторами, но совершенно бесполезен для акустики с низкоомной нагрузкой. Профессиональные громкоговорители для музыкального оформления как раз являются низкоомными. Можно приобрести акустические системы, оснащенные встроенными трансформаторами, но это скажется на качестве звука. Наличие трансформатора в акустике – гарантия искажений исходных сигналов.

Финансовые затраты и стоимость обслуживания

Многофункциональное оборудование для экстренного речевого оповещения, информирования, фоновой музыки и музыкального сопровождения стоит дорого. Может показаться, что за счет уменьшения количества громкоговорителей и линий общие затраты на покупку и монтаж будут ниже, но это не так. Для единого комплекса дополнительно потребуется купить резервные усилители высокой мощности, обеспечить бесперебойное питание усилительной аппаратуры при отключении основного энергоснабжения в ТРЦ. А это дорогие аккумуляторы с увеличенной емкостью.

Концепция единого комплекса хороша для мест массового скопления людей, где разделения на зоны гораздо меньше, чем в торгово-развлекательном комплексе – стадионы, закрытые спортивные комплексы, концертные площадки и др. Здесь весь звук, включая профессиональный, реализуется на одной системе. Для ТРЦ такой подход неэффективен и трудно реализуем.

Что касается единого решения для аварийного оповещения, речевых информационных и рекламных сообщений, фонового музыкального сопровождения, то это вполне достижимо и реально для проектирования и реализации в современном ТРЦ. При этом качество звучания в таких решениях приближается к качеству звука профессиональной акустики.

Функциональность систем оповещения и музыкального сопровождения для ТРЦ

Требования к функциональным возможностям единого комплекса для ТРЦ – это:

  • Автоматическое отключение музыкальной трансляции при срабатывании аварийных систем и включении экстренного оповещения и речевых сообщений.
  • Распределение уровней звуковой трансляции по приоритетам с возможностью ручного и автоматического управления с центрального пульта. Низкий приоритет у музыки и музыкального фонового сопровождения, высокий – у экстренного оповещения и речевых сообщений. Как только администратор включает микрофон для объявления, то музыка в заданных зонах ТРЦ отключается. При срабатывании пожарной сигнализации все устройств с низкими приоритетами отключаются для обеспечения трансляции экстренных сообщений об эвакуации.
  • Зонирование ТРЦ и раздельное включение экстренных оповещений в соответствии с приоритетными зонами для исключения «давки» и паники среди посетителей и сотрудников торгово-развлекательного комплекса. Сотрудники службы безопасности информируются о ЧС в первую очередь.
  • Ответственный за безопасность торгово-развлекательного центра может управлять трансляцией записанных ранее сообщений с правилами поведения при ЧС и осуществлять эвакуацию самостоятельно, передавая речевые сообщения по зонам ТРЦ в соответствии с текущей ситуации.
  • Записанные заранее сообщения об эвакуации и транслируемые непосредственно с микрофонных станций должны передавать разборчивый звук, чтобы посетители и работники центра могли понять информацию и следовать командам в сообщениях.
  • Фоновое музыкальное сопровождение для каждой зоны должно иметь регулировку громкости и цифровую обработку сигналов не только централизованно с пульта, но и локально на месте.
  • Рекламные, рекламно-информационные сообщения и служебная информация транслируется в соответствии с программой по таймеру. Нет необходимости в ручном запуске и остановке транслируемых программ.
  • Фоновая музыка и объявления передаются с различной громкостью. Оптимально для комфортного пребывания посетителей/сотрудников и экономичного потребления электроэнергии наличие функции отслеживания фонового шума и изменения громкости в соответствии с акустической обстановкой помещения и скоплении людей.
  • Простота и удобства управления системой музыкального сопровождения и речевого оповещения. Сотрудники ТРЦ должны самостоятельно настраивать, изменять программы, параметры работы оборудования без наличия специальных навыков и знаний.
  • Постоянный мониторинг состояния и работоспособности оборудования, линий связи и оконечных устройств. При возникновении сбоев в работе, ошибках, ухудшении качества звучания информация записывается в журнал событий, а сотрудники службы безопасности получают соответствующие уведомления (звуковая сигнализация, вывод данных на монитор и др.).

Раздельный подход к звуку в ТРЦ

При строительстве нового торгово-развлекательного центра еще на этапе проектирования учитывают только необходимые для сдачи объекта и функционирования системы звукового оповещения. К таким обязательным комплексам относится система аварийного оповещения о пожаре, необходимая для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей в ТРЦ при возникновении ЧС. Поскольку разработка и монтаж осуществляется в соответствии с действующими нормами и правилами по ГОСТ и СП, то качеству звучания музыки уделяется минимальное внимание, если, вообще учитывается, что в дальнейшем планируется интеграция с системами фонового музыкального сопровождения и трансляции основной музыки.

Вопрос интеграции системы речевого оповещения и музыкальных трансляций и, как следствие, проектирование и монтаж оборудования именно для музыки решается после завершения строительства и сдачи объекта. Раздельный подход оправдан в отношении ТРЦ, где не все арендаторы четко определены и нет смысла в лишних финансовых затратах, если профессиональная акустика и интеграция нескольких систем может оказаться невостребованной.

Речевое оповещение и музыкальное сопровождение – разные задачи, решением которых занимаются различные инженеры-проектировщики. В первом случае требуется обеспечение безотказной работы оборудования и устройств при ЧС, во втором внимание уделяется качеству звучания.

Якорные и мелкие арендаторы ТРЦ

В торгово-развлекательном центре есть несколько крупных («якорных» арендаторов), занимающих большую площадь и, как правило, очень редко меняющихся на протяжении всего времени существования ТРЦ. Это крупные сети супермаркетов, кинотеатры и др. Для них создаются собственные каналы речевого оповещения и музыкального сопровождения, которые не пересекаются с каналами для публичных зон. Однако это не означает, что для якорных арендаторов не нужно учитывать специфику централизованного звукового оповещения. Наоборот, локальная система речевого оповещения и музыкального сопровождения должна интегрироваться в централизованную систему. Задачу интеграции должен решать опытный проектировщик с учетом особенностей помещений и акустической обстановки в отдельных зонах ТРЦ.

Простейшая реализация интеграции локальной и централизованной системы – предусмотреть на входе в локальное оповещение возможность приоритетной трансляции экстренного оповещения. При этом учитываются требования к аварийному оповещению, а именно – функции мониторинга, контроля состояния и работоспособности оборудования. В нормальном режиме работы ТРЦ якорный арендатор транслирует собственные речевые сообщения и музыкальное сопровождение. При пожаре и иных чрезвычайных ситуациях в соответствии с приоритетом локальные каналы отключаются, и осуществляется вещание на уровне централизованного канала.

Второй подход подразумевает на этапе проектирования и строительства, когда потребности якорных арендаторов уже известны, выбор комплексного решения, которое может в дальнейшем масштабироваться и подстраиваться под требования всех арендаторов. В такой системе выделяются микрофонные станции и громкоговорители для конкретного якорного арендатора, и этим устройствам разграничиваются права доступа, выделяются отдельные каналы трансляции сообщений. Поскольку здесь не потребуется интеграция сложного оборудования в централизованную систему, то гарантируется простой мониторинг работоспособности всех устройств независимо от занимаемой арендатором зоны.

Для «мелких» арендаторов – магазины, ювелирные салоны, бутики одежды и т.д. основным требованием к оборудованию музыкального сопровождения и речевого оповещения остается привлекательный дизайн и эргономичность, простота использования. Здесь применяются несложные устройства на одном микширующем пульте. Для арендаторов мелкорозничной торговли достаточно одного настольного микрофона для объявлений администратора торговых залов, несколько громкоговорителей для речевых оповещений и служебных сообщений. И, конечно, качественное звучание музыкального сопровождения для бутиков, салонов и элитных магазинов также значимый фактор. Несмотря на простоту решений, оборудование для таких арендаторов должно соответствовать требованиям безопасности – т.е. обеспечивать контроль состояния и работоспособности линий и устройств. В противном случае в одном зале устанавливаются колонки и громкоговорители, предназначенные для решения разных задач.

Акустические особенности оборудования для ТРЦ

Современный торгово-развлекательный центр включает гипермаркеты и супермаркеты, подземные паркинги и площади перед входной зоной, склады, детские развлечения, многочисленные кафе, кинотеатры, торговые галереи. Помещения и зоны различаются по размерам, акустической обстановке, уровню фонового шума в зависимости от скопления людей и пропускной способности. Так какие же особенности системы речевого оповещения и музыкального сопровождения учитываются в первую очередь при выборе громкоговорителей? Можно ли установить громкоговорители одного типа или единый комплекс звуковой трансляции заведомо проигрывает интеграции двух систем?

Единая звуковая трансляция допускает подключение профессиональной акустики и речевых оповещателей в разных зонах торгово-развлекательного центра. Это недорогой вариант с небольшими эксплуатационными расходами на обслуживание. Дополнительный плюс единого комплекса – снижение затрат на энергопотребление.

Если при выборе оборудования для речевого оповещения полагаться только на стандарты и нормативы, то этого мало. В нормативной документации указываются требования по уровню звука и его превышению над фоновыми шумами, но ничего не говорится о коэффициенте разборчивости речи. От коэффициента разборчивости напрямую зависит жизнь и здоровье людей при эвакуации во время ЧС. Ведь неразборчивая речь не позволит правильно следовать инструкциям при эвакуации, найти эвакуационные выходы и лестничные пролеты без «давки» и паники среди посетителей и работников торгово-развлекательного центра.

При проектировании и монтаже оборудования рекомендуется учитывать следующее:

  • Длинные коридоры и двухуровневые галереи. В протяженных и высоких зонах ТРЦ возможно запаздывание звука при речевых трансляциях и экстренном оповещении. Здесь минимизировать эффект запаздывания и наложения поможет использование громкоговорителей с большим коэффициентом направленности и регулировкой громкости по зонам, добавлением задержки трансляции.
  • Подземные паркинги. Здесь устанавливаются рупорные громкоговорители большой мощности, обеспечивающие трансляцию на большую площадь. Из-за эффекта наложения требуется проведение расчетов и размещение устройств на заданном расстоянии.
  • Строительные гипермаркеты. Сложность в выборе оборудования для таких торговых центров заключается в наличии высоких потолков и загруженных стройматериалами стеллажей, препятствующих прохождению звука от настенных громкоговорителей к центру ТЦ. Колоны тоже не дадут нужного эффекта. Как вариант, для строительных торговых центров используют подвесные громкоговорители, обеспечивающие передачу звука с высоты 8 м и более.
  • Магазины и средние, небольшие помещения ТРЦ. В основных торговых и развлекательных зонах устанавливаются настенныеили потолочные громкоговорители, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым к оборудованию для аварийного оповещения. Устанавливаются устройства класса EVAC по требованиям EN 54-24. Это надежные громкоговорители, обеспечивающие экстренное оповещение даже при повреждении отдельных узлов и устройств цепи. За счет керамического клеммного соединения и других мерах защиты оборудование остается работоспособным при воздействии высоких температур и открытого огня.
  • Бутики, салоны, молодежный ритейл. Здесь упор делается на качество музыкального сопровождения. Устанавливается профессиональная акустика, обеспечивающая чистое звучание высоких и низких частот. Применяется оборудование со встроенными кроссоверами и суббасовыми системами.

❖ ВЫБОР ТОПОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ

Крупный торговый центр — это всегда большая площадь и расстояния, которые нужно покрыть. Выбирайте оборудование, на котором можно создать децентрализованную, гибко масштабируемую систему с сетевой архитектурой и простыми соединениями по схеме «последовательная цепочка», где устройства можно добавлять или удалять по мере необходимости. Последовательная сетевая топология системы позволяет размещать оборудование в нужных местах, удаленных от центральной стойки, и при необходимости расширять систему без повторного монтажа. Это оценят как проектировщики, так и инсталляторы.

❖ ВЫБОР ПРОТОКОЛА ПЕРЕДАЧИ ЗВУКА

Выбирайте системы с современными протоколами передачи звука в цифровой форме по сетям Ethernet. Это позволит увязать несколько удаленных систем (якорных арендаторов с центром), сохраняя при этом качество звучания и используя стандартные кабельные сети, уже имеющиеся на объекте. Протоколы Dante, OMNEO, Cobranet гарантируют высокое качество звука. Протокол OMNEO ко всему прочему позволит одновременно передать не только аудиосигнал, но и данные управления, отследив при этом статус доставки информации, т.е. он применим в системах аварийного оповещения. Низкие сетевые задержки не позволят потеряться важному объявлению.

❖ ВЫБОР «УМНЫХ» УСИЛИТЕЛЕЙ

К вполне ожидаемым пожеланиям владельца и обслуживающей организации мы отнесем стоимость владения, а именно минимизацию эксплуатационных расходов. Выбирая усилители мощности класса D с интеллектуальным управлением режимом потребления электроэнергии, включая режим аварийного питания, вы сможете заметно сократить расходы.

❖ ПРОСТОТА КОНФИГУРАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ

Выбирайте системы с возможностью внесения быстрых корректировок в настройки при изменении состава оборудования и требований арендаторов. Гибкость при переконфигурировании, как локально, так и удаленно, позволит минимизировать расходы на обслуживание системы.

❖ ОТКРЫТАЯ ПЛАТФОРМА

Забудьте про релейные подключения и кучу проводов, это вчерашний день. Для крупного здания выбирайте интеллектуальные решения из области IP-интеграции звукового комплекса и других инженерных систем: охранно-пожарной сигнализации, системы управления зданиями, СКУД и т.п. Для этого ищите оборудование, способное принимать команды открытого интерфейса по TCP/IP.

И помните, выбор оборудования для системы озвучивания  должен быть обусловлен требованиями к эффективности, экономичности и современными функциональными возможностями.

Современные системы оповещения и музыкальной трансляции в своем составе имеют источники звука, устройства его обработки, усилители, громкоговорители, а также источники света. Все эти компоненты связаны между собой кабельными линиями и подключены к системам электропитания (как централизованным, так и автономным). Они представляют собой достаточно сложные с технической точки зрения комплексы, проектировать, монтировать и обслуживать которые должны только высококлассные специалисты.

Одной из специализаций компании «РУЗА-БЛОК» является разработка, установка и сервис систем оповещения и музыкальной трансляции. Все работы по их проектированию, монтажу и обслуживанию мы выполняем на высоком профессиональном уровне.

Подробное решение